Диати́посис преподобного Афанасия Афонского, ктиторский Типикон, составленный для устроенной святогорской Великой Лавры.
В лит-ре встречается датировка Д. рубежом X и XI вв. (см., напр.: Byzantine Monastic Foundation Documents. P. 271), но, вероятнее всего, его создание связано с ранним периодом деятельности Афанасия Афонского на Св. Горе в 60-х гг. X в. (Пентковский. Типикон. С. 133). В основе Д. лежит студийский Ипотипосис, текст к-рого был неск. дополнен и отредактирован, а также снабжен начальными главами о монастырских эпитропах и о порядке избрания и поставления игумена.
В научный оборот Д. был введен архим. Антонином (Капустиным), опубликовавшим частичный рус. перевод памятника (Антонин (Капустин). С. 173-182, 199-212); научное издание по неск. рукописям Великой Лавры и рукописи Ath. Iber. 754, XVI в., было осуществлено Ф. М. Мейером (Meyer. S. 123-130); текст иверской рукописи был также опубликован А. А. Дмитриевским (Дмитриевский. С. 238-256).
Литургическая часть Д. следует сразу после преамбулы и глав об эпитропах и об избрании и поставлении игумена; ее содержание соответствует Ипотипосису, отличаясь лишь в деталях (см., напр.: Мансветов. С. 65-68); литургические указания начинаются с подробного описания служб в 1-й день Пасхи, далее следуют отдельные предписания о периоде Пятидесятницы и о нек-рых праздниках, изложение завершается указаниями о Великом посте, празднике Благовещения Пресв. Богородицы и дисциплинарных правилах жизни в мон-ре.
Д. является важным источником по истории литургической традиции Св. Горы (см. ст. Афон, разд. «Богослужение») и византийского богослужения в целом.